Заңды тұлғалар бірлестігі Ақтөбе облысының ҮЕҰ қауымдастығы
Объединение юридических лиц «Ассоциация НПО Актюбинской области»

Формирование инициативной группы

Если участники инициативной группы намереваются работать в организации, прежде предстоит распределить обязанности. Для этого необходимо создать действенную структуру, в наибольшей степени учитывающую как личные особенности, так и профессиональные возможности членов. Личного энтузиазма руководителя для нормальной работы любой организации недостаточно.
В составе организации должно быть несколько человек, которые несут ответственность за нее. Не общую ответственность за все, а каждый — за свою часть работы.
Обычно это Правление. В небольших организациях, которые обычно не в состоянии платить регулярную заработную плату, или даже платить ее вообще, члены Правления одновременно сами и воплощают в жизнь свои идеи и программу организации.
Как правило, это:


Руководитель (президент, или председатель, или директор), который отвечает за всю организацию, знает все, что в ней происходит. Это не означает, что он должен все и делать.


Бухгалтер. Хороший бухгалтер, у которого отчетность всегда в полном порядке, просто необходим некоммерческой организации. Помимо налоговых и других государственных органов, НКО должна отчитываться и перед донорами, и перед собственной ревизионной комиссией. Бухгалтер должен быть профессиональным, поэтому в случае ограниченности финансовых средств во многих организациях не платят зарплаты руководителям, специалистам, платят только бухгалтеру.


Фандрайзинг-директор отвечает за сбор средств. Сбор средств (фандрайзинг) – это профессиональное занятие, которому сразу не научишься. В этом деле есть очень много своих тонкостей,  требующих полной отдачи сил. Как правило, в казахстанских организациях этим занимаются руководители. Это объясняется, в основном, двумя причинами: мало того, что собирать средства – сложное занятие, но еще и те, кто эти средства имеют – коммерческие структуры, международные организации – также предпочитают иметь дело непосредственно с руководителем. Вторая причина –  очень трудно найти надежного фандрайзинг-директора,  для которого интересы организации – главное. Среди многих НКО очень много случаев, когда люди, отвечающие за сбор средств, как только эти средства начинали появляться, оставляли доверившееся им НКО, и тут же создавали собственную организацию.
Но в идеале сбором средств должен заниматься специально подготовленный человек. В вузе этому не учат, но иногда по фандрайзингу проводятся семинары, организуются специальные курсы, где участники вашей организации могут получить необходимые знания.
Заместитель руководителя (или сопредседатель, разделяющий полную меру ответственности), по основному виду деятельности вашей организации должен быть профессионалом.
Специалист по связям с общественностью – иметь такого сотрудника может себе позволить только большая организация. Как правило, работой с прессой, рекламной деятельностью организации, заботой о ее имидже (буклеты, бланки, конверты и т.п.) занимается руководитель или его заместитель. Но если в вашей организации есть журналисты, или просто люди, хорошо владеющие словом, нужно использовать их возможности.     Никто не будет за вас писать пресс-релизы, организовывать пресс- конференции и интервью, приглашать прессу на свои мероприятия. Все это нужно уметь делать.
И если у вас хороший руководитель, если он умеет соединить разнообразные интересы и таланты вашей группы,  у вас получится надежная команда.
Хорошая команда  – 50% успеха, но у вас сразу возникает длинный ряд вопросов и проблем: отсутствие помещения,  денежных средств,   а главное — что делать дальше, после первых шагов.
В худшем случае организация регистрируется и кое-как существует, по сути ничего не делая, ну разве что два раза в год проводит какую-нибудь акцию, вроде конкурса детского рисунка на 1 июня. И только одна-две из десяти организаций становятся действительно работающими.
Эти организации учли несколько очень важных обязательных моментов.
А именно:

  • правильно определили лидера и свое отношение к нему;
  • учли интересы и возможности каждого участника группы и, соответственно этому, распределили обязанности, разработали стратегию, четкий план и программу, определили отношение к деньгам и их источникам.

Лидер
С выбора лидера чаще всего начинаются первые конфликты – даже в еще не созданной организации. Только на первый взгляд кажется, что лидера выбрать проще простого. Очень часто руководителем организации выбирают того, кто первым подал идею, собирал документы, проводил другую, безусловно необходимую, организационную работу. Выбирают просто потому, что на данный момент этот человек сделал больше других, и как-то неудобно выбирать кого-то другого. И не исключено, что настоящими лидерскими качествами — ответственностью, способностью определить путь развития организации и увлечь по этому пути людей — обладает кто-то другой. В дальнейшем эти качества неизбежно себя проявят, и дело в лучшем случае закончится выбором нового руководителя, а в худшем — расколом организации или даже ее полным развалом. Иногда бывает, что в организации сразу выявляются два лидера. Лучше всего выбрать их обоих и распределить обязанности между ними, с учетом личных качеств каждого. Например, президентом и исполнительным директором. Или сопредседателями. Некоммерческие организации могут выбрать себе любую структуру управления с учетом своей деятельности и интересов.
Итак, инициативная группа сформирована и следующий вопрос, на который ей следует ответить: «С какой целью создается ваша организация?». Ответ на этот вопрос будет записан в уставе вашей организации и будет задавать рамки ее деятельности. Сформулированной цели будут соответствовать задачи и методы вашей работы. Поэтому отнеситесь к определению целей организации серьезно и скурпулезно.
Очевидно, ваша организация создается для решения каких-то социальных проблем.  Необходимо подробнее остановиться на определении проблем, в решении которых ваша инициативная группа заинтересована в первую очередь.