"АҚТӨБЕ ОБЛЫСЫНЫҢ ҮКІМЕТТІК ЕМЕС ҰЙЫМДАР ҚАУЫМДАСТЫҒЫ"
ЗАҢДЫ ТҰЛҒАЛАР БІРЛЕСТІГІ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ "АССОЦИАЦИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Самостоятельный бюджет МСУ. Власть, приближенная к населению. Открытый и понятный бюджет

В 2018 году будет введено понятие четвертого уровня государственного бюджета – сельского. Им станет бюджет местного самоуправления в административных территориальных единицах с населением 2 000 и выше человек. С 2020 года новшество распространится повсеместно.

Вопросы финансовых и экономических основ местного самоуправления (МСУ) в стране, а также передачи государственных функций в конкурентную среду, роли общественных советов были рассмотрены на двухдневном семинаре, прошедшем в Актау.

Организатором стал Центр гражданской инициативы при поддержке оператора грантов НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» по проекту «Повышение уровня взаимодействия государства и неправительственных организаций».

На семинар были приглашены представители госорганов и НПО Мангыстауской, Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей. В первый день перед слушателями выступила независимый тренер, эксперт Центра экономических исследований, оценки и мониторинга Шолпан Айтенова. Она обрисовала концепцию развития местного самоуправления в Казахстане, сказала об изменениях и дополнениях, вносимых в Бюджетный кодекс РК. По ее словам, В Казахстане всего около 2 500 сельских округов, 47,5 процента казахстанцев проживают в сельской местности. По новым правилам, распоряжаться местным бюджетом сельские жители смогут сами. То есть государство отходит от патернализма, когда власти обеспечивают потребности граждан, и предоставляет возможность людям решать свои проблемы самостоятельно.

МСУ предполагает решение вопросов местного значения при участии населения, проживающего на данной территории. Руководители и члены МСУ сегодня уже имеют возможность управлять финансовыми ресурсами – доходными источниками, закрепленными законодательством.

– Это доходы от аренды госимущества, трансферты из областного или районного бюджета (шесть видов налогов), плата за размещение наружной рекламы, штрафы за административные правонарушения, а также добровольные сборы физических и юридических лиц, – перечислила тренер.

Итоги первого года реформы показали, что такая система не работает. В 2015 году практически не было доходов от рекламы (малая часть поступлений собралась в Боровом и Капшагае), аренда имущества принесла небольшую прибыль лишь в Казалинском районе Кызылординской области, по штрафам – копеечные поступления в Восточно-Казахстанской области, добровольными взносами щедро были обеспечены лишь села Мангыстауского региона ( на второй год и там поступлений было ноль). В 2016 году наибольший доход в контрольный счет наличности МСУ поступил в Алматинской области – 1143,2 миллиона тенге, Актюбинская заработала 587, 9 миллиона тенге.

Кроме того, перед органами самоуправления встал вопрос – на что тратить поступившие средства? Как решить, какая проблема требует незамедлительного решения? Ремонт моста, к примеру, или освещение улиц, озеленение? В одном из сел Казахстана было решено закупить муку и раздать ее нуждающимся. Правильным ли было решение? Такие вопросы были обсуждены участниками семинара в практической части.

Шолпан Айтенова пояснила, что в законопроекте о МСУ определены направления расходов акима села, бюджет будет утверждаться маслихатами районов.

– Вводится понятие «Коммунальной собственности МСУ», управление коммунальным имуществом возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества, – уточнила она. – Доходы МСУ кроме налоговых и неналоговых будут пополняться поступлениями от продажи основного капитала, целевых трансфертов и субвенций. Обозначены расходы МСУ: похозяйственный учет, дошкольное воспитание и обучение, медобслуживание, освещение, озеленение, водоснабжение, культура, спорт, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог, соцпомощь и другое, всего 19 направлений.

Проект Закона в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК, размещен на сайте Мажилиса, любой желающий может ознакомиться с ним.

Второй день семинара был посвящен общественным советам, тему раскрыли независимый тренер Александр Братенков и секретарь Общественного совета Алматы Алтынай Кобеева. Подвела итоги и вручила участникам мероприятия сертификаты руководитель проекта Центра гражданской инициативы Шолпан Калиева.

Гульсым НАЗАРБАЕВА Актобе-Актау-Актобе

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>